Крымские маршруты - сайт Валентина Нужденко о краеведении, истории и туризме

Джунын-Кош — стан пастухов с загоном под перевалом Джунын-Богаз

Джунын-Кош — в данном случае давший название близлежащим перевалу и небольшой вершине стан пастухов с загонами под перевалом Джунын-Богаз. Находится на поляне обширной полки под вершиной Джады-Бурун и перевалом Джунын-Богаз, рядом, восточнее расположена вершина Джунын-Кош.

Джунын-Богаз (Джуным-Богаз или Джунын(м)-Кош-Богаз) — перевал над Ялтой

Джунын-Богаз — перевал над Ялтой, северо-северо-восточнее отрога Баланын-Каясы, расположенный на плато Ялтинская яйла в слабо выроженном понижении ее южной кромки восточнее вершины Джады-Бурун. Западнее находится вершина Джунын-Кош. Под перевалом с юга лежит ущелье реки Мастреиз — правого притока реки Уч-Кош. Выводит перевал к западному началу подъема на самую высокую часть плато Ялтинская яйла, к вершине Кемаль-Эгерек. Напротив перевала, на северном склоне плато Ялтинская яйла начинается дорога траверсирующая северо-западный склон вершины Кемаль-Эгерек к началу хребта ведущего на Басман: «Кемаль-Эгерек – Джунын-Кош» и остатки старой тропы, ведущей на реку Каспана, район истоков. Название Джунын-Богаз взято из путеводителя 1903 года В. А. Меркулова "Путеводитель по горам Крыма". Другие название — Джуным-Богаз, Джунын-Кош-Богаз, Джуным-Кош-Богаз.

Ай-Петри. Археологические исследования культового комплекса на вершине Ай-Петри в 2011-ом году.

 На вершине Зубцы Ай-Петри, в самой верхней части с 13 сентября 2011 года археологом Н. П. Туровой были начаты работы по археологической разведке с шурфовкой культового комплекса имевшего «два основных этапа его существования. Первый этап связан с функционированием на вершине горы святилища рубежа — перв. вв. н.э. Второй этап связан с христианским храмом, построенного, приблизительно в IX—X вв. и просуществовавшего до XIII в.». В результате работ был собран определенный археологический материал, но «К сожалению, ни фундамента храма, ни «постелей» от него, ни каких-либо целых архитектурных деталей от постройки в ходе работ 2011 г. не обнаружено. Хотя почти вся обследованная территория покрыта остатками средневекового деструктированного известкового раствора с примесью песка и керамики.»
Обе цитаты — Н. П. Турова «Культовый комплекс на вершине Ай-Петри».
Тогда же в ходе разведок окрестностей Михаил Леонтьев посетил известные ему развалины старого сарая неизвестного назначения, от которого в настоящее время остались только основания стен из дикарного камня. Строение существовало в начале ХХ века, а может быть и раньше. 

Ай-Петри. Зубцы Ай-Петри. Верхняя станция канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри».

Верхняя станция канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри» расположена на краю скалы к северу от вершины Ай-Петри именуемой «в народе» Зубцы Ай-Петри. Закончена строительством канатная дорога была к декабрю 1987 года, начала эксплуатироваться эксплуатации в 1988-ом году создав в этом месте самый популярный и легко доступный рекреационный район горного Крыма.

Ай-Петри. Зубцы Ай-Петри. Самая популярная и узнаваемая вершина Крыма.

Ай-Петри или Зубцы Ай-Петри — самая популярная и узнаваемая вершина Крыма. Такой ее делает уходящий от вершины в сторону моря скальный гребень с острыми скалами – зубцами. Это не самая высокая вершина плато Ай-Петри, но самая посещаемая и красивая. Расположена вершина на южной кромке плато Ай-Петри над поселками Алупка и Кореиз. Фактически вершина эта двойная состоящая из двух выдвинутых на южные обрывы выступов — собственно вершины Ай-Петри или Ай-Петри Главная и мало посещаемой вершины Ай-Петри Западная или Вестрон, разделенных глубоким скальным кулуаром, по сути дела круто падающим скальным ущельем, альпинистского перевала Ай-Петри Западный. Все эти названия (Ай-Петри Главная, Ай-Петри Западная, перевал Ай-Петри Западный и Вестрон) мы находим в книге Н.В. Закалдаева «Пешком по Крыму: Перевалы горного Крыма» 2005 года. При этом в схеме Ай-Петринской стены на странице 132 Николай Викторович в скобках приводит ставшее теперь популярным в интернете второе название вершины Ай-Петри Западная — Вестрон (попало в том числе и в Яндекс Карту). Вестроном в сказках Толкина называется «родной язык практически всех народов западного Средиземья», поэтому название, наверное, было придумано в период повального увлечения творчеством Толкина где-то в промежутке от конца «девяностых» до начала «нулевых». Ай-Петри Западная или Вестрон практически не посещаются и до недавнего времени на этой вершине не было ничего.

Баба-Али-Текне — родник возле Кореизской тропы под Ай-Петри

Баба-Али-Текне — родник на склонах Ай-Петри над пгт Кореиз. Был оборудован двумя неглубокими квадратными бетонными колодцами. В верхний колодец непосредственно выведена труба с водой родника, из него она переброшена в соседний, нижний колодец. Родник может пересохнуть.

Сасых-Текне — родник возле Кореизской тропы под Ай-Петри

Сасых-Текне — родник на склонах Ай-Петри над пгт Кореиз. Был оборудован квадратным колодцем-водозабором и фонтаном в небольшом коллекторе, перекрытом деревянной кровлей в виде сруба, на котором позже укрепили табличку с надписью "Алупкинское лесничество, ист. Сасык-Тенке (Корыто у болота) Бобыли 2013 г.". Рядом утроена деревянная беседка и скамьи. Родник и беседка сильно пострадали после оползня 2021-го года.

Самота. Поворот на Мисхор. Остановка общественного транспорта на Южнобережном шоссе.

«Поворот на Мисхор» — остановка общественного транспорта на Южнобережном шоссе над поселком Кореиз (с 1958 года Мисхор включён в состав пгт. Кореиз), возле поворота асфальтовой дороги в поселок. Раньше остановка преимущественно именовалась Самота по названию участка Кореиза. Изначально же такое название происходит от топонимов относящихся к протекающему по этому участку склона ручью — Аксамотук-Дере или Асамоту-Дереси, а также возвышенности Асамоту или Самота (топонимическая схема И.Л. Белянского). 

Кореизская тропа или Пелаки-Богаз на Ай-Петри

Кореизская тропа или Пелаки-Богаз поднимается на Ай-Петри от остановки общественного транспорта на Южнобережном шоссе  «Поворот на Мисхор» или Самота и выводит наверх к одиночной сосне «Самолет», памятнику природы с 1964 г., району, где находятся верхняя станция канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри» со стоянкой для машин и видовыми площадками и Зубцы Ай-Петри. Историческое название тропы — Пелаки-Богаз. Такое название мы находим в топографической карте Бетева и в описании Меркулова. Неправильное название Мисхор-Богаз или Мисхорский богаз относится к перевалу Ай-Петри Нижний и было соотнесено с Пелаки-Богазом, скорее всего, Григорием Москвичем. В нижней части современный маршрут тропы (красная линия на схеме — установленный Ялтинским заповедником) проходит по пожарным дорогам сосновых лесов с относительно умеренным уклоном. Ближе к скалам, где крутизна склона возрастает, есть 2 родника: нижний Сасых-Текне с местом отдыха, но поврежденный оползнем и верхний Баба-Али-Текне. Установленный заповедником маршрут их обходит с востока, но другой смежный вариант маршрута (желтая линия на схеме) проходит через них. В этих местах, где крутизна склона становится занчительно больше, чем в нижней части уже есть элементы оборудования тропы под велотрек: мостики, трамплины и насыпи-бордюры. Основной этап подъема Кореизской тропы начинается обходом с восточной стороны скалы Пляки или Воронья, которая и дала первое название этому перевалу: Пелаки-Богаз. Повернув к западу тропа выходит на полку над скальным обрывом Вороньей и к зрелищному участку подъема с хорошими видовыми площадками. Дальнейший подъем проходит вдоль крутого скалистого отрога обрывающегося в сторону моря вначале скалой Пляки или Воронья, а выше  — Ай-Петринской стеной. На этом этапе особенно много всевозможных оборудованных для горных велосипедов элементов. Заканчивается подъем на видовой площадке в верхней части отрога, к сосне «Самолет». Рядом находится верхняя станция канатной дороги, напротив — Зубцы Ай-Петри
В цепочке основных горных перевалов южных склонов западной части Главной гряды Крымских гор Кореизская тропа находится между автомобильным перевалом Ай-Петри Нижний с севера и Малай-Богаз с юго-запада. Между Кореизской тропой и вершиной Зубцы Ай-Петри расположен спортивный перевал Ай-Петри Восточный, чуть дальше, между вершинами Зубцы Ай-Петри и Ай-Петри Западная еще есть перевал Ай-Петри Западный, но он имеет альпинистскую категорию. 

 

 

 

Кореизская тропа или Пелаки-Богаз на Ай-Петри. Зубцы Ай-Петри. Верхняя станция канатной дороги. Файлы с треками и точками форматов gpx, kml и kmz одним архивом: aj-petri-koreizskaya-tropa.zip

 

Кореизская тропа или Пелаки-Богаз на Ай-Петри. Зубцы Ай-Петри. Верхняя станция канатной дороги. Схема

 Кореизская тропа или Пелаки-Богаз на Ай-Петри. Зубцы Ай-Петри. Верхняя станция канатной дороги. Схема

 

 Нижняя часть тропы между подножием крутого слона и Южнобережным шоссе

 

У подножия подъема

 

Основной подъем через скалу Пляки (Воронья)

 

Выход наверх

  

Сосна "Самолет"

 

 

 

 

Нижняя часть тропы между подножием крутого слона и Южнобережным шоссе

наверх

к оглавлению фотографий

 

 

 

 

 

 

У подножия подъема

наверх

к оглавлению фотографий

 

 

 

 

 

Основной подъем через скалу Пляки (Воронья)

наверх

к оглавлению фотографий

 

 

 

 

 

 

Выход наверх

наверх

к оглавлению фотографий

 

 

 

 

 

 

 

Сосна "Самолет"

наверх

к оглавлению фотографий

 

 

 Камдерек — перевал над Ялтой

 

Тропа через перевал КАМДЕРЕК: потерянная во времени и пространстве.

Автор описания Михаил Леонтьев (Татарин)

«… Под выражением «перевал» в горном туризме… подразумевается путь пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевал должен удовлетворять логической обоснованности и безопасности пути. Перевальная точка может не совпадать с самой низшей точкой водораздела. По соображениям простоты и безопасности могут осуществляться подъем на хребет в какой-либо точке, затем короткий траверс хребта и лишь потом спуск из другой точки хребта…»
(Закалдаев Н.В. Пешком по Крыму: Перевалы Горного Крыма. Вып. 2.-К.: Атика, 2005)