Крымские маршруты - сайт Валентина Нужденко о краеведении, истории и туризме

Алмалых-Йол. Приятный Алмалых-Йол или забытая дорога в исчезнувшем саду 

… Здесь, в этих складках моря и земли,
Людских культур не просыхала плесень —
Простор столетий был для жизни тесен …

(Максимилиан Волошин. Дом Поэта. 1926 г.)

 

 

Автор текста Михаил Леонтьев (Татарин)


Известным крымским археологом, первооткрывателем-исследователем святилища на Гурзуфском Седле В.И. Новиченковым в 1981 г. «… был открыт древний путь, который проходил по плоскогорьям Главной гряды и прослежен на значительном протяжении от Байдарской долины до Алуштинской… Этот путь… связывал в единую систему нагорных коммуникаций ВСЕ ДОРОГИ и ТРОПЫ, ведущие с Южного берега в глубь полуострова…
… Представление об отсутствии нормальных дорог и трудностях передвижения в древности по Горному Крыму сложилось и окрепло с конца 18 в., после публикации трудов первых путешественников и исследователей Крыма…
Впоследствии А.Л. Бертье-Делагард писал, что по всей Таврике «не имелось ни одной проезжей дороги, а только труднопроходимые тропы не только через горы, но и по всему побережью».
Эти понятия… следует более корректно применять в отношении древних эпох, имевших другие критерии надёжности коммуникаций… »
(Новиченкова Н.Г. Горный Крым: II в. до н.э. – II в. н.э. Монография. С. 2015).
В Крыму, где цивилизационная цепь государственности разных народов почти неразрывно протянулась от времён доантичности к современности, дороги были всегда. Потому что без дорог быстро теряется управляемость любого государства.

Алмалых-Узень

«Левый рукав Коккозской речки — «Алмалых-Узень», именуемый в своих верховьях оврагом «Куру-Узень», начинается под Яйлою. Овраг «Куру-Узень» имеет довольно мягкий уклон, и русло его покрыто мощным слоем выносов.» — пишет Н.В. Рухлова на 305-ой страницы своей монографии «Обзор речных долин горной части Крыма» 1915-го года издания. И это исчерпывающая краткая характеристика ущелья, о котором сейчас пойдет речь. Сливаясь с Аузун-Узень — рекой Большого Каньона — Алмалых-Узень образует Коккозку. В своих низовьях Алмалых-Узень принимает левый приток реку Сары-Узень («Вирсинь-Узень» по Рухлову), берущую начало в пещере-источнике Врис (Вирсин-Чокрак по Рухлову). Русло Сары-Узень является, наверное, вторым по популярности в этом районе после Большого Каньона (А.Н. Олиферов и З.В. Тимченко в книге "Реки о озера Крыма" на странице 79 называют русло Сары-Узень (Сары-Су) "Малым Каньоном") благодаря расположенным на нем достопримечательностям, какими являются Запруда Юсупова и водопад Серебряные струи. А.Н. Олиферов и З.В. Тимченко в той же книге считают что именно Алмалых-Узень является притоком Сары-Узень (в их монографии — Сары-Су, всё на той же 79-ой странице), а не наоборот, как у Рухлова. Такого же мнения и Ю.И. Шутов ("Воды Крыма, стр 21"), у него так же коренное русло — Сары-Узень.

Алмалых-Узень. Родники

Основная (нижняя) часть ущелья Алмалых-Узень соединяется с рекой Сары-Узень ниже водопада Серебряные струи. Привожу описание родников основной части ущелья, расположенных в его донной части в непосредственной близости от русла или прямо в русле. Таковых было зафиксировано 9. Приведенные ниже описания расположены в порядке движения по дну ущелья сверху вниз. Рассматриваемый участок следует сразу после верховий ущелья, имеющих согласно  Н.В. Рухлову название Куру-Узень, родники находящиеся там описаны отдельно: Куру-Узень — верховья Алмалых-Узень. Ай-Петри. Родники.

Бахчисарайское шоссе. Участок Большой Каньон - памятник пограничникам.

Пройдя вдоль самого дна ущелья Куру-Узень после поляны, где находится родник с колодцем и памятник пограничникам, Бахчисарайское шоссе начинает отходить от донной части на склоны Ай-Петри, при этом оставаясь на большей части длины на правом борту Куру-Узень, Алмалых-Узень и Сары-Узень. Только нижний серпантин оказывается над слиянием Сары-Узень (Сары-Су) и Аузун-Узень — реки протекающей через Большой Каньон. Этим слиянием начинается Коккозка — левый приток реки Бельбек.

Куру-Узень — верховья Алмалых-Узень. Ай-Петри

 Куру-Узень — неглубокое и сухое ущелье, вдоль которого на северный склон Ай-Петри, на Айпетринский перевал, со стороны Соколиного выходит Бахчисарайское шоссе. Куру-Узень — верховья длинного и глубокого ущелья Алмылых-Узень, о чем сказано отдельно. Верхние 1,5 км ущелья согласно схеме Белянского имеющие отдельное название Соух-Дере — район расположения айпетринских горнолыжных трасс. 

Куру-Узень — верховья Алмалых-Узень. Ай-Петри. Родники.

 Поднявшись на Ай-Петри со стороны Соколиного и Большого Каньона Бахчисарайское шоссе долго идет вдоль неглубокого оврага. Это верховья ущелья Алмалых-Узень Куру-Узень, в своих верховьях, уже практически на плато Ай-Петри согласно схеме И. Белянского имеющее название Соух-Дере.В этих местах есть ряд слабых родников, дренирующих воды на дно оврагов из поверхностных рыхлых пород.

Лысая – Саламлар. Отрог Ай-Петри к северу от горы Лысая. Родники.

Северо-западнее вершины Лысая плато Ай-Петри продолжается небольшим, поросшим лесом отрогом к вершине Саламлар. По сути дела, это обособленный участок Ай-Петри, имеющий высоту несколько меньшую, чем основная яйла и представляющий собой бассейн безымянного правого притока Куру-Узень — ущелья верховий Алмалых-Узень. Тут есть несколько слабых родников, 2 из которых явно непригодны для использования, в одном, в свое время капитально оборудованном, я воды не видел.


Источник грунтовых вод, обозначенный на схеме как точка «пруд». Расположен в лесу возле опушки большой поляны. Представляет собой небольшой искусственный пруд, один из берегов которого обильно порос влаголюбивыми травами.

Лысая — вершина на севере Ай-Петри

 Вершина или гора Лысая (еще одно название по схеме И. Белянского — Паша-Тепе) находится на северной кромке Ай-Петри. Рядом с ней расположен Айпетринский перевал на Бахчисарайском шоссе. Сама вершина безлесая, но по склонам расположены сосновые посадки.

Айпетринский перевал (Ай-Петри Верхний) Бахчисарайского шоссе

Айпетринский перевал или Ай-Петри Верхний автодороги «Бахчисарай – Ялта» расположен над северным склоном Ай-Петри, где автодорога достигает наивысшей точки. Пройдя правый борт ущелья Алмылых-Узень и его верхней части Куру-Узень (согласно схеме Белянского верховья Куру-Узень называются Соух-Дере) дорога выходит на плато в распадке между горой Лысая и Бедене-кыр. Из этой точки от асфальта на восток уходят два основных туристических направления: тропа на вершину горы Лысая и дорога по Ай-Петри в сторону горы Эндек. Больше это место ничем не примечательно если не считать, что это и есть Айпетринский перевал (на моей схеме обозначен, как Айпетринский 1). С противоположной же стороны плато, над крутыми склонами обращенными к морю и Ялте, где дорога выйдя к поселку Охотничье и видовой площадке скала Шишко начинает спуск к Южному Берегу Крыма, находится перевал Ай-Петри Нижний. Он действительно немного ниже своего северного собрата Ай-Петри верхнего, но во много раз популярнее у туристов. Однако, в печатных и электронных источниках с этими топонимами не все так однозначно.

 Беседка ветров на кромке Гурзуфской яйлы

Беседка ветров, возведенная по инициативе Н.С Хрущева в 1956-ом году на обрыве Гурзуфской яйлы возле Гурзуфского седла и второй по высоте вершины Крыма Демир-Капу, является, наверное, самым известным современным зрелищным строением в Крымских горах. Живописна и сама скала, на которой стоит беседка, поверхность которой прорезают несколько глубоких разломов. Своей «славой» Беседка ветров давно уже поглотила все указанные на схеме И. Белянского названия, когда-то относившиеся к этому скальному мысу: Хасар, Шаган-Кая, Сырым, Демир-Алка, Эгер-Хая, Хасыр-Кая. Белоснежный купол со шпилем на восьми белых колоннах, мозаичная роза ветров на полу, белоснежные парапеты перил и столик с двумя скамьями — вот весь ансамбль, так волнующий местных и приезжих туристов. Периодически здесь находится пост охраны заповедника.